Ежедневно с 9:00 до 21:00
+7 (365) 256-29-17
г. Симферополь ул. Бородина, д.12
+7 (365) 256-29-17
Ежедневно с 9:00 до 21:00

Какой бензин лучше: 92 или 95?

2024-09-10
1731

Водители-новички порой теряются на автозаправках не только из-за цен, но и различных сортов топлива. Бензин отличается цифровым показателем, обозначающим его октановое число. Некоторые автолюбители полагают, что чем он выше – тем будет лучше для двигателя машины. А другие, напротив, считают более дорогое горючее лишней тратой денег. Здесь разберемся, в чем разница между сортами и какое топливо больше подойдет вашему автомобилю

 

Разница в качестве

Октановым числом (АИ-92 или 95) называют величину, определяющую устойчивость горючей жидкости к детонации. Проще говоря, такой показатель отображает, насколько способно горючее к нормальному горению, а не к взрывной нагрузке, которая сразу испортит двигатель автомобиля. Октановое число зависит от самой основы сырья, получаемого из нефти, и количества примесей (присадок). У каждого типа бензина они разные, поэтому считается, что 92-ой, 95-ый и 98-ой – это отличные друг от друга сорта. Чтобы водители не путались, на автозаправках нужная колонка отмечается числом, а «пистолет» дополнительно имеет цветовую маркировку.

Чистое и высококачественное топливо способствует повышению эффективности работы двигателя в различных режимах, при это снижается его расход. Но если заправить отечественные «Жигули» АИ-100, автомобиль все равно не станет ездить, как спортивная модель.

Стоит разделять понятия числового показателя и качества горючего. Нельзя утверждать, что 92-ой сорт плохой только потому что имеет низкооктановое число. Стандарт определяется техническим регламентом и гос. стандартами, которые должны соблюдаться на любой АЗС. Так, например, на данный момент в нашей стране запрещается продавать топливо, не соответствующее классу Евро-5 (любой сорт). Другое дело, что не все автозаправки могут соблюдать такие требования и порой они грешат дешевым, некачественным горючим, из-за которого у автолюбителей появляется немало проблем с машиной. Именно поэтому автоэксперты рекомендуют заправляться в проверенных местах или на сетевых АЗС, где наличие контрафакта сведено к минимуму.

 

Основные отличия

Основным отличием бензина марки АИ-92 от 95-ого является принадлежность к разным группам. Первый соответствует группе «Regular Motor Gasoline» и больше подходит для возрастных автомобилей с карбюратором или «атмосферником». К плюсам такого горючего можно отнести хорошую устойчивость к самовозгоранию и обеспечение плавной работы движка.

АИ-95 принадлежит к группе «Premium Motor Gasoline» и имеет улучшенный состав за счет различных добавок, улучшающих характеристики топлива. Такой сорт бензина обладает более высокими антидетонационными свойствами, чем 92-ой.

 

Особенности АИ-92

Расшифровать буквенный код «АИ» очень просто: «А» – говорит о том, что топливо предназначено для автомобилей, а «И» показывает, что октановый показатель был получен путем научных исследований. Это самое востребованное в России горючее, ведь его применяют практически на всех моделях отечественной сборки, а также иномарках с пробегом прошлых лет. В неэтилированном составе отсутствуют тяжелые примеси (включая свинец), поэтому в хорошем качестве такое топливо позволяет использовать двигатель автомобиля со стопроцентной эффективностью. Вот основные характеристики такого бензина согласно ГОСТу:

  • рядом открытого источника воспламенения.
  • Порог кипения обозначен в пределах 33-205° (зависит от особенностей производства и состава).
  • Цвет лежит в промежутке от прозрачного до светло-желтого, а сам состав не имеет осадка.
  • Максимальная температура горения до 1400°С.

Еще один немаловажный параметр – фракционный состав топлива с показателем 92. Согласно установленным нормам, его измеряют в пяти состояниях: в начале перегонки, при достижении 10%объема, 50%, 90% и по окончанию кипения. Класс топлива должен соответствовать К-2, то есть содержать минимум серы и монометиланина для обеспечения экологической безопасности. Экологические параметры отображаются показателем после октанового числа (например, АИ-92-4).

 

Особенности АИ-95

Одним из премиальных высокооктановых сортов является бензин АИ-95, характеризующийся улучшенными характеристиками и полным отсутствием в составе свинца. Преимущественно такой вид горючего используется на новых иномарках и российских автомобилях с инжекторным двигателем. Показатель 95 не означает, что такое горючее по качеству будет лучше 92-го, так обозначается лишь устойчивость к детонированию. По ГОСТу должны быть соблюдены следующие нормы:

  • Наличие сероводорода не превышает 0,05% от общего объема, а бензола – не более 5%.
  • Температура воспламенения легких фракций составляет 40°С. 
  • Самое низкая точка кипения в машине составляет 180 градусов. 
  • Температура горения в моторе составляет 90-1100°С, на открытом воздухе показатель снижен до 800-900 градусов. 

У такого сорта бензина ниже показатель самовоспламенения, а состав во многом определяется технологией изготовления на НПЗ.

 

Степень сжатия

Наверняка автолюбителю будет интересно узнать, как связаны между собой степень сжатия бензина и его октановое число. Степень сжатия отражает КПД двигателя автомобиля и для применения 92-го бензина она должна быть ниже показателя 10,5. При значениях 10,5-11,5 необходимо использовать уже АИ-95, при более высоких показателях – 98-ой или специализированные сорта топлива.

Несмотря на то что у современных моторов степень сжатия составляет около 11, производители все же допускают кратковременное использование 92-ого бензина. Для корректировки в конструкции мотора предусмотрены датчики, фазорегуляторы и системы впрыска. Но полноценно в этом случае движок работать все равно не будет, так как ЭБУ скорректирует значения лишь для предотвращения повышенной детонации, а не с целью увеличения мощности. Поэтому при указанном значении сжатия в инструкции от 10,5 все же рекомендуется постоянно заливать 95-ый.

 

Детонация

Так называют излишне быстрое возгорание ТВС в цилиндре, приводящее к появлению микровзрывов. На слух детонация определяется как небольшое постукивание двигателя, словно кто-то барабанит пальцами. Хотя такой звук не выглядит устрашающим, все же такое явление негативно сказывается на техническом состоянии силового агрегата.

В идеале возгорание ТВС должно происходить равномерно и плавно при увеличении температуры и давления в пределах замкнутого пространства камеры сгорания. Но при детонации топливо воспламеняется не от искры, а от резкого температурного скачка, что порождает ударную волну. Ее скорость может достигать звуковой и горение бензина в этом случае не контролируется.

Одной из причин появлении такого неприятного эффекта часто становится ранний угол зажигания (когда свеча дает искру раньше положенного). В итоге, пытаясь нормализовать работу, двигатель испытывает ударные нагрузки в области кривошипно-шатунного механизма. Нагрузкой в таком случае будет попытка разгона автомобиля со скоростью выше 30 км/ч.

О неполадках может сигнализировать датчик детонации (при условии, что он исправен). Если такой компонент не работает или отсутствует, о приближающейся проблеме можно узнать путем наблюдения за температурными показателями при работе ДВС.

Чтобы предотвратить детонацию, важно заливать подходящий сорт бензина. Если в бензобак попадет контрафакт или горючее низкого качества, детонация двигателя не заставит себя долго ждать и последствия для двигателя будут плачевными. Не лишней будет регулярная очистка топливной системы от накопившихся отложений, так как из-за ухудшения теплоотвода они тоже могут спровоцировать детонацию.

 

Каким бензином лучше заправлять автомобиль

В зависимости от модели автомобиля и типа установленного в нем двигателя, у производителей отличаются рекомендации к топливу. Например, для «атмосферников» машин прошлых лет хорошо подходит АИ-92 и смысла покупать более дорогой бензин нет, хоть это и не запрещено.

Но современные ДВС с повышенной мощностью, турбонаддувом и более сложные по конструкции уже требуют применения 95-го или 98-го. У них отличаются рабочие процессы, настройки давления и зажигания, поэтому и топливо используется с более высоким октановым числом. Для спортивных автомобилей, работающих в режиме экстремальной нагрузки, октановое число у бензина будет наибольшим.

А как водителю определить, какой бензин требуется для его машины, если нет на руках инструкции от изготовителя? Все просто, нужная маркировка будет указана на внутренней стороне лючка бензобака или его пробке. Если двигатель не подвергался тюнингу, нужно соблюдать указанные значения, другое дело, что после модернизации силовому агрегату нередко требуется более качественный бензин.

 

Можно ли нарушать рекомендации

Порой автолюбители нарушают рекомендации к сорту топлива и последствия этого не заставляют себя долго ждать. Если в новую машину налить топливо с показателем 92 (а в инструкции это запрещено), мотор подвергнется детонации, особенно, при усиленной нагрузке. ЭБУ двигателя автомобиля будет пытаться исправить ситуацию с помощью регулировки подачи топлива, поэтому ДВС начнет «плавать» в оборотах, терять мощность и в итоге может совсем выйти из строя. Да еще и расход бензина ощутимо повысится. Впрочем, производители современных машин подстраховались и часто допускают кратковременное использование 92-го в экстренных случаях. Но постоянная езда на низкооктановом топливе приведет к быстрому износу поршневой группы и потере катализатора.

Рассмотрим обратную ситуацию, когда машину с атмосферным двигателем заправляют высокооктановым бензином. Без перемены настройки самого силового агрегата ждать серьезного повышения его мощности не стоит. Горючее просто не будет успевать выгорать целиком, а в итоге при длительной эксплуатации появится так называемое «калильное зажигание» и перегрев клапанов. При этом расход бензина ничуть не уменьшится.

И даже если попробовать подстроить мотор под АИ-92, впрыск бензина не станет больше, соответственно, мощности опять не прибавится.

 

Подводим итоги

Для нормальной работы двигателя автомобиля все же необходимо соблюдать рекомендации производителя. Периодически имеет смысл использовать специальные сорта дорогих бензинов с дополнительными моющими присадками. Они помогают очистить ДВС и топливную систему от нагара, но лишь при регулярном использовании. Альтернативный вариант – записаться на промывку системы в автосервис. 


 

Понравилась статья?
Спецпредложения